Речеведческие экспертизы

Лингвистическая экспертиза это:

1 Толкование и разъяснение значений и происхождения слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений; 

2 Интерпретация основного и дополнительного значений языковой единицы или единицы речи (устной или письменной); 
3 Толкование положений текста документа; 
4 Изучение текста (фрагмента) с целью выявления его смысловой направленности, модальности пропозиций, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики, специфики использованных стилистических средств и приемов. 
5 Объяснение употребления языковой единицы. 
6 Установление определённых фактов действительности, о которых идёт речь. 
7 Установления факта угрозы, вымогательства, шантажа. 
И многое другое.

Вопросы, решаемые в рамках судебной лингвистической экспертизы: 
1. Имеются ли в тексте, представленном на исследование, признаки маскировки его содержательных элементов? Если да, то можно ли определить значение скрытых элементов текста, либо их характеристики? 
2. Идёт ли речь в представленных на исследование разговорах о передаче денежных средств от одного собеседника другому? Каковы речевые указания на предназначение этих денежных средств? 
3. Идёт ли речь в представленном на исследование тексте о каких-либо действиях, совершаемых с наркотическими средствами? 
4. Имеются ли в представленном на исследование тексте признаки вербальной агрессии в форме угрозы? 
5. Имеются ли в представленных на исследование текстах высказывания побудительного характера, призывающие к враждебным действиям одной группы лиц, объединённых по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно по принадлежности к какой-либо социальной группе? 
6. Имеются ли в представленном на исследование тексте побуждения к каким-либо действиям? Если да, то каковы роли и функции собеседников в представленной речевой ситуации. Каков характер волеизъявления участников коммуникации (просьба, указание, предложение, запрет)? 
7. О каких действиях и их субъектах, событиях и их участниках, а также обстоятельствах действий или событий идёт речь? 
8. В какой коммуникативной ситуации реализован данный текст? 
9. Имеются ли в представленном тексте высказывания, в котором в данной коммуникативной ситуации негативно оценивается гр. Н. 
10. Имеются ли в представленном тексте высказывания, в котором в данной коммуникативной ситуации получили речевое выражение какие-либо факты действительности или положение дел, имеющие отношение к гр.Н и, выражающие негативную оценку его деятельности? Если да, то в какой форме (утверждение, предположение, мнение) они представлены?
11. Имеются ли ссылки на какой-либо источник информации? 
12. Имеются ли в представленном тексте высказывание, в котором в данной коммуникативной ситуации негативно оценивается человек или группа лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а так же по принадлежности к какой-либо социальной группе? 
Сотрудники АНО «ЦНЭ» всегда помогут скорректировать и сформулировать вопрос. 

Типовые вопросы к экспертам-лингвистам:

1. Содержатся ли в статье ... выпуска № ... (2016 г.) журнала "..." негативные сведения о ... (ФИО), его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация? 
2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о ..., то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса? 
5. В каких фрагментах статьи "..." (название) содержится информация о деловой репутации юридического лица/ общественной организации/ фирмы/ учреждения "..." (название)? 
6. В каком значении употреблено слово "..." в ... контексте абзаца "..."/ предложения: "..." в статье, опубликованной в ...? 
7. Содержит ли предложение "..." негативные сведения о (физическом или юридическом лице)? 
8. Каковы наиболее существенные и значимые жанровые, психолингвистические и стилистические особенности текста публикации "..."? 
9. О каких фактах действительности идёт речь в…….? 
10. Какова композиционная структура текста статей (статьи), какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации? 
11. Являются ли сведения, изложенные в абзаце ...: "...", утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора статьи (журналиста, редакции)? 
12. Содержатся ли в предложении "..." слова, словосочетания или фразы, имеющие негативную оценку? 
13. Носят ли высказывания ..., относящиеся к гражданину (ФИО), оскорбительный характер? 
14. Имеется ли в высказываниях ... отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), подрывающая его престиж в глазах окружающих, наносящая ущерб уважению к самому себе? 15. Если имеется, то выражена ли такая отрицательная оценка в циничной, неприличной форме, противоречащей правилам поведения, принятым в обществе?
16. Идет ли речь в высказывании, содержащем отрицательную оценку личности в неприличной форме, несомненно и именно о гражданине (ФИО)? 
17. Имеется ли в тексте выраженная в неприличной форме отрицательная оценка личности гражданина (ФИО), имеющая обобщенный характер и унижающая его честь и достоинство? 18. Имеются ли в тексте фразы, направленные на унижение личного достоинства человека (ФИО), высказанные в позорящей его, неприличной форме? 
19. Присутствуют ли в тексте негативные высказывания об истце, то есть субъективные оценки, мнения, негативно характеризующие истца? 
20. Адресованы ли эти высказывания лично истцу? 
21. Какие сведения содержат негативные высказывания - о конкретных фактах или событиях, действиях (типа "N ворует", "N хамит"), либо дают обобщенную субъективную оценку личности истца в целом (типа "N - вор", "N - преступник", "N - хам", "N - проститутка")? 
22. Используется ли в этих высказываниях оскорбительная лексика и фразеология? (По признакам состава преступления, обозначенного в федеральном законе "О противодействии экстремистской деятельности") 
23. Имеются ли в сюжетах, показанных телекомпанией "...", слова, выражения или высказывания, содержащие негативные оценки в адрес какой-либо одной национальной, конфессиональной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями? 
24. Имеются ли высказывания, содержащие резкую негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по отношению не к отдельным представителям, а ко всей этнической группе? Если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессивной оценки, субъективного оценочного суждения и т.п.? 
25. Является ли автором высказываний, содержащих негативную оценку, высказываемую в адрес какой-либо этнической, социальной группы, редакционная коллегия, или высказывания с отрицательной оценкой даны в виде цитат, персональных мнений респондентов, личного мнения комментатора, корреспондента или каких-либо официальных лиц? 
26. Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан какой-либо национальности или социальной группы по сравнению с другой нацией или группой? 
27. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к лицам какой-либо национальности? 
28. Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной социальной группы за счет другой? 
29. Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации и неполноценности, порочности другой?

Закажите обратный звонок

- Я согласен на обработку персональных данных

Оставьте заявку